О моем дедушке по отцу, Бари Файсулловиче Мурсалимове, я знаю из рассказов покойных отца и бабушки. Он был призван на фронт в 1941 году. До станции Камышлов ехали на лошадях, а где и пешком шли. По прибытии в Москву участвовал в параде 7 ноября, а после – сразу в бой.
Дед до войны был охотником, отлично стрелял, даже белку бил в глаз, чтобы не портить шкуру. Когда командир, построив бойцов в шеренгу, попросил охотников выйти из строя, шагнул вперед и мой дед. Так он и стал снайпером. Уходя на задания, снайперы ничего не брали с собой – ни документов, ни медальонов. Бабушка всю войну прождала, а вестей никаких от деда больше не было – так и не дождалась. Погиб он, а где – неизвестно, и похоронки не было. У бабушки Хайры остались на руках трое сыновей, позднее один, младший, умер от голода. А она с двумя сыновьями «пошла по миру» и работала в деревнях за кусочек хлеба: колола дрова, по хозяйству управлялась, сено косила. Жили, где придется. Через год вернулись в Индери. А дальше колхоз, рыбартель. Старший сын, мой отец, Ганя, начал рыбачить, неводить на озерах. Отца призвали в армию после войны, он служил в Берлине четыре года, патрулировал восточный сектор города. Бабушка прожила 98 лет. Отец в возрасте восьмидесяти лет скончался в мае 2009 года.
Про своего второго дедушку, Тимерали Хучамбердиева, знаю мало. Ушел на фронт с первых дней. По рассказам матери знаю, что он умер в госпитале от ран, а в списке погибших по Вагайскому району числится пропавшим без вести в феврале 1943 года. Его старший сын, Давлет Тимералиевич, 1923 года рождения, был призван в 1943 году. До войны он работал трактористом на Черноковской МТС. На войне был водителем-механиком в танковых войсках. Участвовал во взятии Вены и Будапешта. Домой вернулся в 1947 году с ранением, контузией. Свои медали «За взятие Вены» и «За взятие Будапешта» никогда не надевал, был очень немногословен. Работал в совхозе трактористом, комбайнером, затем в Боровском леспромхозе. С женой вырастили четверых детей. Он умер в 1968 году.
Младший сын дяди Давлета, Камиль, пошел по стопам отца, стал танкистом и тоже служил в ГДР. Но трагически погиб на танковых учениях в мирное время и был с почестями похоронен на родине, в д. Индери. Династия танкистов на этом не закончилась. Старший брат мой, Саид, служил танкистом на Сахалине, брат, Рашид, – танкистом в Хабаровске, брат, Борий, названный в честь деда-фронтовика, танкистом – в Улан Удэ. И мой племянник, Фархад, отслужил танкистом, воевал и пришел с войны раненый. Еще один мой дядя, Кучамбердиев Кабир, тоже имел много боевых наград, медалью «За отвагу» очень дорожил, но до сегодняшнего дня ничего не сохранилось, только фотографии.
д. Индери